Храм Святого праведного Лазаря Четверодневного в городе Пятигорске

12
Вот уже 110 лет высятся над Пятигорском золотые маковки Лазаревского храма на фоне желто-зеленых склонов горы Машук. Особенно хорош храм в октябре, когда осень одевает деревья в изысканные наряды. Золотистые березы, яркие листья кленов, зеленые ветви сосен и елей гармонично оттеняют старинное здание, выполненное из желтого кирпича в традиционном русском стиле — с узорчатыми сводами и шатровыми куполами, устремленными ввысь, в небо.

Построенный на заре XX столетия храм имеет свою историю, свою биографию. Она была нелегкой и об этом свидетельствуют архивные документы, воспоминания, статьи в забытых книгах. Из глубины прошлого века всплывают имена архитекторов, священнослужителей, иконописцев, людей, которые много сделали для строительства храма. Как в калейдоскопе проходят события: радости и печали, героические поступки и повседневная жизнь.

Строительство первого кладбищенского храма Пятигорска началось в конце 1840-х годов. Еще в 1826 году братья Бернардацци выбрали место за городом, в непосредственной близости кладбища и составили проект будущей церкви. Строить храм начали на очень красивом месте. На севере «Машук, как мохнатая персидская шапка», на юге чудный вид — цепь главного Кавказского хребта с двуглавым Эльбрусом.

В 1828 году архимандрит Товия совершил молебен по случаю закладки церкви. Первый камень положил сам командующий Кавказской линией генерал Еммануель. Каменную церковь во имя воскресения святого Лазаря начали строить в 1847 году, и закончили в 1856 году и епископ Иеремия в торжественной обстановке освятил храм. Церковь представляла собой форму куба, на высоком цокольном фундаменте. В храм вела широкая лестница к величественному портику-входу, украшенному колоннами коринфского стиля. Из-за плохого грунта постройка дала трещины и к 1884 году ее пришлось разобрать. Остались лишь склепы с захоронениями в подвале. Было принято решение вновь построить церковь, начался сбор пожертвований.

В 1894 году пришлось разобрать строение и начать строительство нового храма за оградой кладбища на широкой площадке у северных ворот некрополя.

Получив благословение архиерея, приступили к строительству новой церкви. Проект составил Василий Васильевич Графф (пятигорский городской архитектор с 1894 по 1900 гг.). Пятигорский период жизни архитектора был самым плодотворным. В 1895 году заложили фундамент кладбищенской церкви. Приступая к работе, творчески и профессионально подошел ко всему, что касалось выбора места, определения состояния грунта, на котором решили воздвигнуть храм, и в других вопросах строительства.

Избрали строительный комитет, в обязанности которого входило помогать и контролировать стройку. Председателем был Богданов. Владикавказская духовная консистория во главе с епископом уделяла пристальное внимание строившемуся храму. Все документы и материалы, все проблемы решались сообща со строительным комитетом и специально выбранным попечительством в составе протоиерея М. Закхеева, купцов Александрова, Власова, Рыбенцева.

3 21

 

Владельцы кирпичных заводов привозили кирпич, хозяева лесоскладов жертвовали лесоматериалы, в храмах Пятигорска во время богослужений по воскресным и праздничным дням шел сбор пожертвований. Прихожане Константиногорской слободки собрали тысячу рублей. Большую помощь в возведении храма оказала Пятигорская городская Дума. Осенью 1902 года строительство завершилось, о чем и было доложено во Владикавказ епископу Владимиру, который наложил резолюцию: «Освящение церкви назначить на 20 октября».

В указанное время прибыл епископ Владимир, и торжества по случаю освящения нового храма состоялись в присутствии всех, кто помогал в строительстве, прихожан и гостей города. После освящения храма состоялась божественная литургия.

Но гораздо древнее храма, кладбище, которое было создано по инициативе 1824 Губернатором края, командующим войсками Кавказкой линии, генералом фон Сталь Карлом Федоровичем. Он первый же и был захоронен там в 1824. Музей  под открытым небом — так нередко называют одно из старейших на Северном Кавказе пятигорское кладбище «Некрополь». На его территории много исторических памятников. Некоторые из надгробий представляют собой  уникальные образцы малой архитектурной и скульптурной форм. Это могилы воинов, отдавших жизнь за независимость Родины, захоронения видных государственных деятелей, ученых, литераторов, художников, врачей. Некрополе расположено захоронение братьев Бернардацци, место первоначального погребения поэта     М. Ю. Лермонтова и многих других.

Пятигорский Некрополь отражает богатую историю не только города, но и всех курортов Кавминвод. К сожалению, недопонимание ценности исторического достояния приводит к варварскому уничтожению памятников. А ведь, кто равнодушен к великому прошлому, тот не достоин и будущего. Пятигорский Некрополь должен быть объявлен музеем.

Церковь святого Лазаря стала самым любимым и высокочтимым храмом Пятигорска.

4 5

 

В ней много лет находится чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которую подарила бабушка М. Ю. Лермонтова, когда забирала из некрополя прах своего внука. Ей хотелось оставить в Пятигорске молитвенную память о нем. Весьма чтима и храмовая икона, представляющая чудо воскресшего праведного Лазаря. Но особенно славится Иверская икона Божией Матери, усердными молитвами многие получили и получают от нее исцеление. В 1999 году в Лазаревском храме был устроен придел в честь святителя Игнатия Брянчанинова. Он был третьим епископом Кавказским и Черноморским, управлял своей паствой с начала 1858 года по осень 1861 года. Ему принадлежат слова: «Время нашей земной жизни бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь».

За всю историю церкви не мало сменилось священников. Назовём имена лишь некоторых из тех, кто служил в Лазаревском храме после 40-го года. Это о. Василий, о. Мирон, о. Аполинарий Свидерский, о. Владимир, о. Михаил, о. Василий, о. Иоанн (Седаков), о. Александр, о. Савва, о. Игорь (Мирный), о. Вадим. Особо хочется рассказать об отце Василии (Геккеле), который служил в храме с 1938 по 1942 год. В период немецко-фашистской оккупации, церковь превращается в кафедральную церковь, место пребывания немецкого ставленника Ставропольского епископа Николая (Автономова), агента гестапо. Он предал о. Василия, отдав его в руки гестапо, за помощь Советской Армии и укрывательство советских разведчиков. Фашисты расстреляли его в октябре 1942 года.

6

Со дня освящения Лазаревского храма прошло более века. Он видел и страшные времена безверия, и духовное запустение. Но не утратил своей цели. И теперь притягивает к себе верующих. Не остаются равнодушными  и дети. С большим удовольствием каждый год во время летнего пленера ученики детской художественной  школы отравляются в путь, к Храму.

На пленере школьники не только выполняют зарисовки элементов архитектуры, пишут этюды, но и приобщаются к культурным и духовным образам. Изучают образчики русской иконописи,  осваивают структуру иконостаса. Самое ценное, что дети могут познакомиться с традиционной «живой» культурой.

Необычная архитектура, живописное расположение и ощущение православного духа влюбляют в себя молодых художников.  В их работах чувствуется искренне  восхищение  этим памятником русской души на Северном Кавказе.  Для каждого из них это место символизирует родной город; силуэт Лазаревского храма навсегда останется  с ними, где бы они ни жили. Это символ города, как Машук или орел.

7 8

 

Вот уже 10 лет настоятелем церкви является протоиерей Александр Дьячков. Как и 25 лет назад плодотворно трудятся учителя детской воскресной школы. Священнослужители и учителя преподают Закон Божий, жития святых, знакомят с историей храма, особенностям богослужения. Кроме того, дети изучают церковно-славянский язык, занимаются лепкой, рисованием, музыкой. У них прекрасные педагоги: А. В. Брынских, О. Д. Гарбузова, М. Н. Борисова. Всегда о детях заботится протоиерей А. Дьячков. Планов у него много, дай Бог, чтобы удалось сделать все задуманное.

В 2006-м при Лазаревском храме основан православный молодежный центр «Святая Русь». Участники центра — это молодые парни и девушки от 14 до 29 лет. Их всех объединяет православная вера, готовность учиться у святых отцов вере, умение ценить и уважать другого.

С 2011 года на территории храма, в здании крестильной, на втором этаже находится Управление Пятигорской и Черкесской епархии во главе с епископом Феофилактом. Здесь он встречается с людьми, решает важные вопросы церковной жизни. Епархиальный центр — это, прежде всего, центр образовательной, научной деятельности, катехизации. Владыка — яркий представитель современного молодого поколения церковных служителей, блестяще образованный человек, настоящий русский интеллигент.

Лазаревский храм — святое место у подножия Машука, святая история. Свой второй век приход храма начал с верой, надеждой и упованием на милость Божию, на помощь своего небесного покровителя святого Лазаря — друга Иисуса Христа.

Безусловно, пятигорской детской художественной школы   посещение Лазаревского храма  является важным  аспектом в основании культурного и эстетического воспитания подрастающих художников. Живой образ истории,  эпохи. Невозможно переоценить значение Храма в  современном мире. В  эпоху быстро сменяющихся ценностей именно Храм дает возможность осознать истинный смысл бытия.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий